Условные обозначения
Для конспектирования
Дополнительный материал
Тест, проверка знаний
Тест на скорость, рейтинг
Понятие полифонии
В музыкальной науке нет единодушно принятого термина полифонии, при этом определения из разных учебников подчеркивают 2 общих момента в определении полифонии:
- Многоголосие;
- Самостоятельность голосов.
Как правило понятию полифонии противопоставляется понятие гомофонии, обладающей следующими признаками:
- Многоголосие;
- Однотипность голосов.
Полифония и гомофония в музыке существуют одновременно (например, в гомофонно-гармонической фактуре ярко выделяется мелодия, а в фугах И.С.Баха голоса иногда складываются в аккорды), но преобладание признаков позволяет отнести музыкальный материал к гомофонии или полифонии. Также существует особый вид многоголосия, где признаки гомофонии и полифонии представлены в равной степени.
Полифония — многоголосие с тем или иным уровнем неоднотипности (индивидуализированности, несхожести, самостоятельности) голосов.
Гомофония — многоголосие с тем или иным уровнем однотипности (неиндивидуализированности, схожести, несамостоятельности) голосов.
Фактура — способ организации музыкальной ткани.
Классификация фактуры:
- По количеству голосов:
- Одноголосие (монодия);
- Многоголосие (остальные виды).
- По дифференциации (разделению, различию) функций голосов:
- Голоса дифференцированы, можно выделить главный голос, (гетерофония, аккордовая фактура, гомофонно-гармоническая фактура).
- Голоса недифференцированы, голоса равноправны, невозможно определить главный (монодия, скрытая полифония, подголосочная полифония, имитационная полифония, контрастная полифония, сложное многоголосие, полифония пластов, пуантилизм, сверхмногоголосие);
Монодия
Монодия – одноголосная фактура, связанная с определенными стилистическими условиями. Например, это григорианский хорал или знаменный распев. Происходит слово от греческого «monos» — один и «ode» — пение.
Монодия распространена в эпоху Средневековья. Исполняется в унисон, строго выраженной одноголосной фактуре мужским хором, без инструментального сопровождения. Внимание к монодии возникает в XX веке, чаще всего как подражание древним традициям.
Основные черты монодии:
- Небольшой диапазон;
- Уравновешенная мелодия;
- Тяготение к модальной системе;
- Преобладание крупных длительностей.
Монодия распространена в народной музыке. Одноголосные напевы встречаются в русских народных песнях.
Композиторы также могут использовать монодию в профессиональной музыке.
Скрытая полифония
Скрытая полифония — одноголосная фактура, в которой выделяется 2 самостоятельных мелодических пласта: один повторяет звуки, второй отличается большей развитостью.
Гетерофония
Гетерофония – чаще двухголосная фактура, основанная на дублировании мелодии в определенный интервал.
Возникла фактура в эпоху Средневековья. Например, жанр органум допускал дублирование основного голоса в кварту и даже квинту.
Подобный вид фактуры распространен в народной музыке, где мелодия нередко дублируется в терцию или сексту. В русской музыке дублирующий голос назывался втора.
Реже встречается расслоение фактуры на 3 голоса. Для гетерофонии характерно синхронное произнесение текста поющими.
Подголосочная полифония
Подголосочная полифония – многоголосная фактура, основанная на одновременном звучании напева и его вариантов.
Ярким образцом данной фактуры является лирическая протяжная песня. Все голоса связаны с основным напевом. Широкое распространение фактура получила в творчестве русских композиторов.
Имитационная полифония
Имитационная полифония – многоголосная фактура, основанная на систематическом имитировании темы или какого-либо мелодического оборота.
Возникла имитационная полифония в хоровой музыке эпохи Возрождения. Эпоху Барокко имитационная полифония начала играть формообразующую роль. Образцы имитационной полифонии – инвенции, фуги.
Контрастная полифония
Контрастная полифония – многоголосная фактура, основанная на одновременном звучании двух или нескольких тем.
Проявления контрастной полифонии присутствуют уже у И.С. Баха в двойных и тройных фугах, а также в некоторых других произволениях.
Широко применял контрастную полифонию В.А. Моцарт. Например, в опере «Дон Жуан» одновременно звучат различные танцы.
Контрастная полифония встречается и в русской музыке.
Аккордовая фактура
Аккордовая фактура – ритмически тождественное многоголосие с незначительным выделением верхнего голоса. Возникла фактура на базе протестантского хорала – хоральная фактура.
Встречается подобная форма фактуры нечасто.
Гомофонно-гармоническая фактура
Гомофонно-гармоническая фактура – фактура, основанная на разделении музыкальной ткани на мелодию и аккомпанемент. Формируется на основе оперы с появлением данного жанра в сольных оперных номерах.
Мелодия и сопровождение контрастны ритмически. Как правило, мелодия находится в верхнем голосе.
Достаточно часто главным голосом оказывается нижний.
Иногда главным голосом становится средний.
Гомофонно-полифоническая фактура (сложное многоголосие)
Сложное многоголосие – синтез различных типов многоголосия. Примеры сложного многоголосия можно найти уже в музыке И.С. Баха.
Яркие примеры можно найти в музыке Н.А. Римского-Корсакова.
Подобный вид фактуры изредка называется «новой гомофонией». Такое название неточное, больше подходят такие определения как объединяющее, синтетическое многоголосие. В трудах В.Н. Холоповой данный вид фактуры называется гомофонно-полифоническим.
Полифония пластов
Полифония пластов – частный вид многоголосия. В котором контрапунктируют многоголосные фактурные слои. Определение введено В.В. Протопоповым. Например, в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (действие 4, сцена смерти Бориса) полифонически сочетаются речитативы Федора и Бориса, хор певчих, колокольный погребальный звон.
Данный вид фактуры встречается в современной музыке. Например, в фугах М. Кастельнуово-Тедеско одноголосную тему продолжает многоголосное противосложение, т.е. голос фактически становится пластом фактуры.
Пуантилизм
Пуантилизм – фактура в основном полифоническая, как бы распыленная на звукоточки. Для фактуры характерно использование микромотивов, которые могут состоять из одного звука. Последовательно представлена в творчестве А. Веберна. В русской музыке представлена в творчестве Д.Д. Шостаковича, например, в опере «Нос».
Сверхмногоголосие
Сверхмногоголосие – фактура в основном полифоническая. Включающая большее число голосов, чем может охватить наше восприятие.
Сонор – группа множества звуков, как единый колористический и/или экспрессивный комплекс. Слух человека не воспринимает отдельные звуки в отдельности (как, например, в аккорде), только как единое созвучие. Пример такого созвучия – кластер.
Обычно в таком многоголосии от 8-10 голосов до 80. Когда звучит более 20 голосов, они начинают утрачивать свою индивидуальность, полифоничность сменяется сонорностью.
Микрополифония – такой вид многоголосия, который дает не полифонический, а фактурно-тембровый или сонорный эффект.
Также к особенностям микрополифонии относятся: сжатие голосов в предельно узком диапазоне, полиритмия, неодновременное включение и выключение голосов.