Полифония. Виды фактуры

Условные обозначения

Для конспектирования

Дополнительный материал

Тест, проверка знаний

Тест на скорость, рейтинг


Понятие полифонии


В музыкальной науке нет единодушно принятого термина полифонии, при этом определения из разных учебников подчеркивают 2 общих момента в определении полифонии:

  • Многоголосие;
  • Самостоятельность голосов.

Как правило понятию полифонии противопоставляется понятие гомофонии, обладающей следующими признаками:

  • Многоголосие;
  • Однотипность голосов.

Полифония и гомофония в музыке существуют одновременно (например, в гомофонно-гармонической фактуре ярко выделяется мелодия, а в фугах И.С.Баха голоса иногда складываются в аккорды), но преобладание признаков позволяет отнести музыкальный материал к гомофонии или полифонии. Также существует особый вид многоголосия, где признаки гомофонии и полифонии представлены в равной степени.


Полифония — многоголосие с тем или иным уровнем неоднотипности (индивидуализированности, несхожести, самостоятельности) голосов.

Гомофония — многоголосие с тем или иным уровнем однотипности (неиндивидуализированности, схожести, несамостоятельности) голосов.

Фактура — способ организации музыкальной ткани.

Классификация фактуры:

  • По количеству голосов:
    • Одноголосие (монодия);
    • Многоголосие (остальные виды).
  • По дифференциации (разделению, различию) функций голосов:
    • Голоса дифференцированы, можно выделить главный голос, (гетерофония, аккордовая фактура, гомофонно-гармоническая фактура).
    • Голоса недифференцированы, голоса равноправны, невозможно определить главный (монодия, скрытая полифония, подголосочная полифония, имитационная полифония, контрастная полифония, сложное многоголосие, полифония пластов, пуантилизм, сверхмногоголосие);

Монодия

Монодия – одноголосная фактура, связанная с определенными стилистическими условиями. Например, это григорианский хорал или знаменный распев. Происходит слово от греческого «monos» — один и «ode» — пение.


Монодия распространена в эпоху Средневековья. Исполняется в унисон, строго выраженной одноголосной фактуре мужским хором, без инструментального сопровождения. Внимание к монодии возникает в XX веке, чаще всего как подражание древним традициям.

Нотация григорианского хорала.
Григорианский хорал. Adoro te devote
На малом входе: Приидите поклонимся. Столповой распев

Основные черты монодии:

  • Небольшой диапазон;
  • Уравновешенная мелодия;
  • Тяготение к модальной системе;
  • Преобладание крупных длительностей.

Монодия распространена в народной музыке. Одноголосные напевы встречаются в русских народных песнях.

Русская народная песня

Композиторы также могут использовать монодию в профессиональной музыке.

М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Пролог. Вступление

Скрытая полифония

Скрытая полифония — одноголосная фактура, в которой выделяется 2 самостоятельных мелодических пласта: один повторяет звуки, второй отличается большей развитостью.

И.С. Бах. Токката и фуга d-moll. Фуга. Тема

Гетерофония

Гетерофониячаще двухголосная фактура, основанная на дублировании мелодии в определенный интервал.


Возникла фактура в эпоху Средневековья. Например, жанр органум допускал дублирование основного голоса в кварту и даже квинту.

Органум (источник — belcanto.ru)

Подобный вид фактуры распространен в народной музыке, где мелодия нередко дублируется в терцию или сексту. В русской музыке дублирующий голос назывался втора.

Русская народная песня «Как пошли наши подружки»

Реже встречается расслоение фактуры на 3 голоса. Для гетерофонии характерно синхронное произнесение текста поющими.

А.С. Даргомыжский. Опера «Русалка». Хор «Сватушка»

Подголосочная полифония

Подголосочная полифония – многоголосная фактура, основанная на одновременном звучании напева и его вариантов.

Ярким образцом данной фактуры является лирическая протяжная песня. Все голоса связаны с основным напевом. Широкое распространение фактура получила в творчестве русских композиторов.

А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Хор поселян

Имитационная полифония

Имитационная полифония – многоголосная фактура, основанная на систематическом имитировании темы или какого-либо мелодического оборота.

Возникла имитационная полифония в хоровой музыке эпохи Возрождения. Эпоху Барокко имитационная полифония начала играть формообразующую роль. Образцы имитационной полифонии – инвенции, фуги.

И.С. Бах. «Хорошо темперированный клавир». Том 1. Прелюдия и фуга №16. Фуга.

Контрастная полифония

Контрастная полифония – многоголосная фактура, основанная на одновременном звучании двух или нескольких тем.

Проявления контрастной полифонии присутствуют уже у И.С. Баха в двойных и тройных фугах, а также в некоторых других произволениях.

И.С. Бах. «Хорошо темперированный клавир». Том I. Прелюдия и фуга №19. Прелюдия

Широко применял контрастную полифонию В.А. Моцарт. Например, в опере «Дон Жуан» одновременно звучат различные танцы.

В.А. Моцарт. Опера «Дон Жуан». Действие I. №14 финал, сцена XXI

Контрастная полифония встречается и в русской музыке.

М.П. Мусоргский. Два еврея

Аккордовая фактура

Аккордовая фактура – ритмически тождественное многоголосие с незначительным выделением верхнего голоса. Возникла фактура на базе протестантского хорала – хоральная фактура.

Встречается подобная форма фактуры нечасто.

П. И. Чайковский. «Ромео и Джульетта»
Ф. д’ Ана. Отрывок из мотета. (Источник belcanto.ru)

Гомофонно-гармоническая фактура

Гомофонно-гармоническая фактура – фактура, основанная на разделении музыкальной ткани на мелодию и аккомпанемент. Формируется на основе оперы с появлением данного жанра в сольных оперных номерах.

Мелодия и сопровождение контрастны ритмически. Как правило, мелодия находится в верхнем голосе.

Ф. Шопен. 24 прелюдии. Прелюдия №4

Достаточно часто главным голосом оказывается нижний.

Ф. Шопен. 24 прелюдии. Прелюдия №6

Иногда главным голосом становится средний.

И. Брамс. Интермеццо op.117 №1

Гомофонно-полифоническая фактура (сложное многоголосие)

Сложное многоголосие – синтез различных типов многоголосия. Примеры сложного многоголосия можно найти уже в музыке И.С. Баха.

И. С. Бах. Высокая месса h-moll. Хор №16.  Crucifixus

Яркие примеры можно найти в музыке Н.А. Римского-Корсакова.

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста». д.II. Ария Марфы. Реприза

Подобный вид фактуры изредка называется «новой гомофонией». Такое название неточное, больше подходят такие определения как объединяющее, синтетическое многоголосие. В трудах В.Н. Холоповой данный вид фактуры называется гомофонно-полифоническим.


Полифония пластов

Полифония пластов – частный вид многоголосия. В котором контрапунктируют многоголосные фактурные слои. Определение введено В.В. Протопоповым. Например, в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (действие 4, сцена смерти Бориса) полифонически сочетаются речитативы Федора и Бориса, хор певчих, колокольный погребальный звон.

Данный вид фактуры встречается в современной музыке. Например, в фугах М. Кастельнуово-Тедеско одноголосную тему продолжает многоголосное противосложение, т.е. голос фактически становится пластом фактуры.

М. Кастельнуово-Тедеско. Хорошо темперированные гитары. Прелюдия и фуга №1. Фуга

Пуантилизм

Пуантилизм – фактура в основном полифоническая, как бы распыленная на звукоточки. Для фактуры характерно использование микромотивов, которые могут состоять из одного звука. Последовательно представлена в творчестве А. Веберна. В русской музыке представлена в творчестве Д.Д. Шостаковича, например, в опере «Нос».

Д.Д. Шостакович. Опера «Нос». Октет дворников

Сверхмногоголосие

Сверхмногоголосие – фактура в основном полифоническая. Включающая большее число голосов, чем может охватить наше восприятие.

Сонор – группа множества звуков, как единый колористический и/или экспрессивный комплекс. Слух человека не воспринимает отдельные звуки в отдельности (как, например, в аккорде), только как единое созвучие. Пример такого созвучия – кластер.

Обычно в таком многоголосии от 8-10 голосов до 80. Когда звучит более 20 голосов, они начинают утрачивать свою индивидуальность, полифоничность сменяется сонорностью.

Микрополифония – такой вид многоголосия, который дает не полифонический, а фактурно-тембровый или сонорный эффект.

Также к особенностям микрополифонии относятся: сжатие голосов в предельно узком диапазоне, полиритмия, неодновременное включение и выключение голосов.

0

Автор публикации

не в сети 4 недели

Анна Мавренкова

0
Комментарии: 0Публикации: 51Регистрация: 04-07-2023

Опубликовано

в

,

от

Метки: