Как правильно готовиться к сольфеджио

Что должно быть с собой на уроке

  • Нотная тетрадь;
  • Карандаш (хорошо наточенный или автоматический);
  • Ластик;
  • Точилка (если карандаш обычный).

Особенности предмета

  • Сольфеджио — практический предмет, т.е. в ходе занятий вырабатываются навыки пения, слухового анализа. Результат занятий — умение написать диктант (записать мелодию нотами за 8-10 проигрываний) и умение петь по нотам без предварительного выучивания (с первого раза) с дирижированием.
  • Диктант и пение с листа — сложные процессы, когда нужно одновременно и слышать/интонировать ступени в тональности, чувствовать сильные слабые доли, соблюдать ритм, при пении — дирижировать. Поэтому разделы предмета мы разделяем на более простые отдельные области, отрабатываем их по отдельности — так проще это освоить.
  • Развитие слуха сопровождается теорией, которая необходима для понимания того, что и как нужно петь, а также, что мы услышали и как это правильно записать.
  • Каждая следующая тема строится на основе понимания предыдущей. Т.е. если один материал не выучен, потом крайне сложно проработать другой. Необходимо вникать в каждую тему и потом регулярно её повторять. Все темы будут актуальными от 1 класса до выпускного экзамена!
  • В период каникул необходимо поддерживать форму: заниматься хотя бы раз в неделю. Это отнимает не так много времени, как восстановление навыков в начале учебного года.

Как делать домашние задания

  • Главное домашнее задание — регулярное пение. Пение влияет на формирование и вокальных, и слуховых навыков. Знание теории — своеобразный «допуск» к выполнению практических заданий, но не результат.
  • К каждому уроку необходимо пение по плану в тональности. Это задание актуально с 1 по 8 класс даже в случае отсутствия на уроке. И делать его нужно, даже если на урок прийти не получается. На уроке всегда видно, сделано домашнее задание или нет. Проверяется банально: либо ученик может спеть то, что было задано дома, либо не может. Еще хуже без выполненного домашнего задания запись диктанта: сымпровизировать пение без домашней подготовки довольно сложно, но возможно, сделать правильную запись диктанта — нет.

Идеальный вариант выполнения задания

  • Задание делается частями. Работа по плану в тональности занимает 4-5 минут каждый день (суммарно максимум 30 минут за неделю), задания на закрепление теоретических знаний — в любой удобный день.
  • Результат — уверенное владение навыками.

Хороший вариант выполнения задания

  • Задание на пение делается в течение 35-40 минут за 3 дня до урока. Накануне урока материал повторяется. Задания на закрепление теоретических знаний — в любой удобный день.
  • Результат — постепенное освоение навыков, но не очень быстрое.

Плохой вариант выполнения задания

  • Задание делается вечером накануне. При таком подходе может уходить много времени на его выполнение.
  • Результат — очень медленное освоение навыков.

Ужасный вариант выполнения задания

  • Задание не делается вообще или делается в день урока (= задание не делается вообще).
  • Результат — отсутствие развития навыков, неспособность петь и писать диктанты.

Планы работы в тональности

1 класс

  1. Спеть гамму;
  2. Спеть комбинации устойчивых ступеней:
    I-III-V,
    I-V-III,
    III-V-I,
    III-I-V,
    V-III-I,
    V-I-III.
  3. Спеть разрешения ступеней:
    II-I
    IV-III
    VI-V
    VII-I
  4. Спеть опевания устойчивых ступеней:
    VII-II-I,
    II-VII-I,
    II-IV-III,
    IV-II-III,
    IV-VI-V,
    VI-IV-V.
  5. Спеть допевания до тоники:
    II-I
    III-II-I
    IV-III-II-I
    VII-I
    VI-VII-I
    V-VI-VII-I

2 класс

  1. Спеть гамму (в миноре все 3 вида);
  2. Спеть комбинации устойчивых ступеней:
    I-III-V,
    I-V-III,
    III-V-I,
    III-I-V,
    V-III-I,
    V-I-III.
  3. Спеть разрешения ступеней (в миноре с натуральными и повышенными ступенями):
    II-I
    IV-III
    VI-V
    VII(♯)-I
  4. Спеть опевания устойчивых ступеней:
    VII-II-I,
    II-VII-I,
    II-IV-III,
    IV-II-III,
    IV-VI-V,
    VI-IV-V.
  5. Спеть допевания до тоники (в миноре с натуральными и повышенными ступенями):
    II-I
    III-II-I
    IV-III-II-I
    VII(♯)-I
    VI(♯)-VII(♯)-I
    V-VI(♯)-VII(♯)-I

3 класс

  1. Спеть гамму (аналогично 2 классу);
  2. Спеть разрешения ступеней (аналогично 2 классу);
  3. Спеть разрешения ступеней (аналогично 2 классу);
  4. Спеть допевания до тоники (аналогично 2 классу;
  5. Спеть главные ступени лада: I-IV-V-I;
  6. Спеть главные трезвучия лада:
    T53 — I-III-V
    S53 — IV-VI-I
    D53 — V-VII-II
  7. Спеть главные трезвучия лада с игрой: играть 2 голоса, 1 петь.

4 класс

  1. Спеть гамму (аналогично 2 классу);
  2. Спеть допевания до тоники (аналогично 2 классу);
  3. Спеть разрешения ступеней (аналогично 2 классу);
  4. Спеть устойчивые интервалы в тональности:
    I-III
    I-V
    III-V
    III-I
    V-I
    V-III
  5. Спеть ступеневые последовательности на тритоны:
    ум5: I-III-I-VII(♯)-I-III-IV-III-I-VII(♯)-IV-I-III
    ув4: III-I-III-IV-III-I-VII(♯)-I-III-IV-VII(♯)-III-I
  6. Спеть главные трезвучия лада и их обращения:
    T53 — I-III-V
    T6 — III-V
    S53 — IV-VI-I
    D53 — V-VII-II

5 класс

  1. Спеть гамму (аналогично 2 классу);
  2. Спеть допевания до тоники (аналогично 2 классу);
  3. Спеть разрешения ступеней (аналогично 2 классу);
  4. Спеть устойчивые интервалы в тональности (аналогично 4 классу):
  5. Спеть ступеневые последовательности на тритоны (аналогично 4 классу):
  6. Спеть главные трезвучия лада и доминантсептаккорд:
    T53 — I-III-V
    S53 — IV-VI-I
    D53 — V-VII-II

7 класс

0

Автор публикации

не в сети 4 недели

Анна Мавренкова

0
Комментарии: 0Публикации: 51Регистрация: 04-07-2023