Что должно быть с собой на уроке
- Нотная тетрадь;
- Карандаш (хорошо наточенный или автоматический);
- Ластик;
- Точилка (если карандаш обычный).
Особенности предмета
- Сольфеджио — практический предмет, т.е. в ходе занятий вырабатываются навыки пения, слухового анализа. Результат занятий — умение написать диктант (записать мелодию нотами за 8-10 проигрываний) и умение петь по нотам без предварительного выучивания (с первого раза) с дирижированием.
- Диктант и пение с листа — сложные процессы, когда нужно одновременно и слышать/интонировать ступени в тональности, чувствовать сильные слабые доли, соблюдать ритм, при пении — дирижировать. Поэтому разделы предмета мы разделяем на более простые отдельные области, отрабатываем их по отдельности — так проще это освоить.
- Развитие слуха сопровождается теорией, которая необходима для понимания того, что и как нужно петь, а также, что мы услышали и как это правильно записать.
- Каждая следующая тема строится на основе понимания предыдущей. Т.е. если один материал не выучен, потом крайне сложно проработать другой. Необходимо вникать в каждую тему и потом регулярно её повторять. Все темы будут актуальными от 1 класса до выпускного экзамена!
- В период каникул необходимо поддерживать форму: заниматься хотя бы раз в неделю. Это отнимает не так много времени, как восстановление навыков в начале учебного года.
Как делать домашние задания
- Главное домашнее задание — регулярное пение. Пение влияет на формирование и вокальных, и слуховых навыков. Знание теории — своеобразный «допуск» к выполнению практических заданий, но не результат.
- К каждому уроку необходимо пение по плану в тональности. Это задание актуально с 1 по 8 класс даже в случае отсутствия на уроке. И делать его нужно, даже если на урок прийти не получается. На уроке всегда видно, сделано домашнее задание или нет. Проверяется банально: либо ученик может спеть то, что было задано дома, либо не может. Еще хуже без выполненного домашнего задания запись диктанта: сымпровизировать пение без домашней подготовки довольно сложно, но возможно, сделать правильную запись диктанта — нет.
Идеальный вариант выполнения задания
- Задание делается частями. Работа по плану в тональности занимает 4-5 минут каждый день (суммарно максимум 30 минут за неделю), задания на закрепление теоретических знаний — в любой удобный день.
- Результат — уверенное владение навыками.
Хороший вариант выполнения задания
- Задание на пение делается в течение 35-40 минут за 3 дня до урока. Накануне урока материал повторяется. Задания на закрепление теоретических знаний — в любой удобный день.
- Результат — постепенное освоение навыков, но не очень быстрое.
Плохой вариант выполнения задания
- Задание делается вечером накануне. При таком подходе может уходить много времени на его выполнение.
- Результат — очень медленное освоение навыков.
Ужасный вариант выполнения задания
- Задание не делается вообще или делается в день урока (= задание не делается вообще).
- Результат — отсутствие развития навыков, неспособность петь и писать диктанты.
Планы работы в тональности
1 класс
- Спеть гамму;
- Спеть комбинации устойчивых ступеней:
I-III-V,
I-V-III,
III-V-I,
III-I-V,
V-III-I,
V-I-III. - Спеть разрешения ступеней:
II-I
IV-III
VI-V
VII-I - Спеть опевания устойчивых ступеней:
VII-II-I,
II-VII-I,
II-IV-III,
IV-II-III,
IV-VI-V,
VI-IV-V. - Спеть допевания до тоники:
II-I
III-II-I
IV-III-II-I
VII-I
VI-VII-I
V-VI-VII-I
2 класс
- Спеть гамму (в миноре все 3 вида);
- Спеть комбинации устойчивых ступеней:
I-III-V,
I-V-III,
III-V-I,
III-I-V,
V-III-I,
V-I-III. - Спеть разрешения ступеней (в миноре с натуральными и повышенными ступенями):
II-I
IV-III
VI-V
VII(♯)-I - Спеть опевания устойчивых ступеней:
VII-II-I,
II-VII-I,
II-IV-III,
IV-II-III,
IV-VI-V,
VI-IV-V. - Спеть допевания до тоники (в миноре с натуральными и повышенными ступенями):
II-I
III-II-I
IV-III-II-I
VII(♯)-I
VI(♯)-VII(♯)-I
V-VI(♯)-VII(♯)-I
3 класс
- Спеть гамму (аналогично 2 классу);
- Спеть разрешения ступеней (аналогично 2 классу);
- Спеть разрешения ступеней (аналогично 2 классу);
- Спеть допевания до тоники (аналогично 2 классу;
- Спеть главные ступени лада: I-IV-V-I;
- Спеть главные трезвучия лада:
T(t)53 — I-III-V
S(s)53 — IV-VI-I
D53 — V-VII-II - Спеть главные трезвучия лада с игрой: играть 2 голоса, 1 петь.
4 класс
- Спеть гамму (аналогично 2 классу);
- Спеть допевания до тоники (аналогично 2 классу);
- Спеть разрешения ступеней (аналогично 2 классу);
- Спеть устойчивые интервалы в тональности:
I-III
I-V
III-V
III-I
V-I
V-III - Спеть ступеневые последовательности на тритоны:
ум5: I-III-I-VII(♯)-I-III-IV-III-I-VII(♯)-IV-I-III
ув4: III-I-III-IV-III-I-VII(♯)-I-III-IV-VII(♯)-III-I - Спеть главные трезвучия лада и их обращения:
T(t)53 — I-III-V
T(t)6 — III-V-I
T(t)64 — V-I-III
S(s)53 — IV-VI-I
S(s)6 — VI-I-IV
S(s)64 — I-IV-VI
D53 — V-VII-II
D6 — V-VII-II
D64 — V-VII-II
5 класс
- Спеть гамму (аналогично 2 классу);
- Спеть допевания до тоники (аналогично 2 классу);
- Спеть разрешения ступеней (аналогично 2 классу);
- Спеть устойчивые интервалы в тональности (аналогично 4 классу):
- Спеть ступеневые последовательности на тритоны (аналогично 4 классу):
- Спеть главные трезвучия лада (аналогично 4 классу):
- Спеть Доминантсептаккорд с разрешением:
D7 в T53 — V-VII-II-IV — I-I-I-III
6 класс
- Спеть гамму (аналогично 2 классу);
- Спеть допевания до тоники (аналогично 2 классу);
- Спеть разрешения ступеней (аналогично 2 классу);
- Спеть устойчивые интервалы в тональности (аналогично 4 классу):
- Спеть ступеневые последовательности на тритоны (аналогично 4 классу):
- Спеть главные трезвучия лада (аналогично 4 классу):
- Спеть Доминантсептаккорд и его обращения с разрешением:
D7 в T(t)53 — V-VII-II-IV — I-I-I-III
D65 в T(t)53 — VII-II-IV-V — I-I-III-V
D43 в T(t)53 — II-IV-V-VII — I-III-V-I
D2 в T(t)6 — IV-V-VII-II — III-V-I-I
7 класс
- Спеть гамму (минор 3 вида, мажор 2 вида);
- Спеть допевания до тоники (во всех видах мажора или минора);
- Спеть ступеневые последовательности на тритоны:
ум5 на VII: I-III-I-VII(♯)-I-III-IV-III-I-VII(♯)-IV-I-III
ум5 на II: III-V-III-II-III-V-VI(♭)-V-III-II-VI(♭)-III-V
ув4 на IV: III-I-III-IV-III-I-VII(♯)-I-III-IV-VII(♯)-III-I
ув4 на VI(♭): V-III-V-VI(♭)-V-III-II-III-V-VI(♭)-II-V-III - Спеть ступеневые последовательности на характерные интервалы:
ув2: V-I-V-VI(♭)-V-I-VII-I-V-VI(♭)-VII-V-I
ум7: I-V-I-VII(♯)-I-V-VI(♭)-V-I-VII(♯)-VI(♭)-I-V
ум4 (для мажора): III-V-VI♭-V-III-VI♭-III-V
ум4 (для минора): I-III-I-VII♯-I-III-I-VII♯-III-I-III
ув5 (для мажора): V-III-V-VI♭-V-III-V-VI♭-III-V-III
ув5 (для минора): III-I-VII♯-I-III-VII♯-III-I - Спеть главные трезвучия лада с обращениями (аналогично 4 классу).
- Спеть Доминантсептаккорд и его обращения с разрешениями (аналогично 6 классу).
- Спеть вводные септаккорды:
МVII7 в T53 (только в мажоре) — VII-II-IV-VI — I-III-III-V
УмVII7 в T53 (в гармоническом мажоре и миноре) — VII(♯)-II-IV-VI(♭) — I-III-III-V
8 класс
- Задания аналогично 7 классу